Венеция является одним из наиболее известных объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, но если через год город не решит проблему захода больших круизных лайнеров, признание может быть отозвано. Решение было принято на прошлой неделе агентством ООН по образованию, науке и культуре, что сильно удивило и обеспокоило администрацию города. По крайней мере, в течение последних 20 лет городские власти, похоже, не видели противоречия интенсивного круизного судоходства и сегодняшними проблемами, разрушающими этот чудесный город.
ЮНЕСКО, базирующаяся в Париже, отметило, что итальянский муниципалитет, который должен управлять наследием Венецианской республики, наложил ограничения на массовый туризм, который превысил все мыслимые нормы. Агентство заявило: «Итальянское государство должно предоставить подробную дорожную карту и прогрессивный план управления». Это будет нелегкой задачей, потому что и муниципалитет, и круизные компании явно или тайно выступают против запрета. С тех пор как ЮНЕСКО в 2017 году обратило пристальное внимание на проблемы Венеции, итальянские власти уже представили несколько проектов. Наиболее интересным – вершина инженерной мысли - называется Mose (экспериментальный электромеханический модуль, по-итальянски). Это «умные» ворота-шлюзы, которые могут открываться и закрываться в зависимости от притока и уровня воды.
Согласно единодушному мнению экспертов, Венеции срочно необходим контроль уровня воды, потому что из-за изменения климата это один из первых городов в Европе, который будет затоплен повышением уровня моря. Во время прилива шлюзы закроются, и наоборот, во время отлива откроются, что обеспечит оптимальный уровень воды для города, построенного на островах.
Однако то, что город каналов страдает от прохождения судов весом до 100 000 тонн, открывающими вид на Сан-Марко, похоже, мало кого интересует.
Круизный туризм в Венеции значительно вырос за эти годы. Так в 2017 году 480 000 круизных пассажиров прибыли в итальянский город, 16% рост до 561 000 пассажиров был зарегистрирован в 2018 году. Все это в городе, который наложил ограничение на количество посетителей в день, которое контролируются на мосту, соединяющим Венецию с материком. На следующей встрече представителей ЮНЕСКО, которая пройдет в июле в Азербайджане властям будет дан один год, для того чтобы «показать, что город будет соблюдать правила охраны окружающей среды и охраны культурных ценностей». Но итальянские политики, на которых оказывают давление местные власти, экологи и судовладельцы, похоже, не могут найти решение. Согласно одному из планов, круизным лайнерам предлагается бросить якоря в другое устье лагуны на отдаленной морском причале у моста Риальто, дворца Дожей и площади Сан-Марко. Но кто скажет туристу, что он пройдет через Венецию, не увидев ее?
Маршрут круизных лайнеров в Венеции