В последние годы популярность круизного туризма растет, и этот сектор играет важную роль в сфере тур индустрии. С 2017 года по 2018 год рост достиг почти 7%. Общее количество пассажиров в прошлом году достигло 28,5 миллионов человек. Наиболее активные поклонники круизов, по-видимому, находятся в Северной Америке, этот регион имеет почти 50% долю в мировом сегменте круизного туризма (14,2 миллиона пассажиров).
Более того, круизы по всему миру становятся все более популярным видом отдыха. В большинстве регионов темпы роста выше, чем в тур индустрии в (6%). Например, круизы по Средиземному морю в 2018 году показали 8% рост и достигли 4 миллиона пассажиров в год. Интересной целью круизного туризма, который в настоящее время процветает, является Аляска. Популярность американского штата выросла на 13% по сравнению с 2017 годом, привлекла почти миллион пассажиров. Между тем, в Азии наблюдался умеренный рост числа пассажиров, увеличившись на 5% до 4,2 млн. Человек.
Растущая критика
С ростом популярности круизов по всему миру, также растет критика этого вида путешествий. Немецкий писатель Вольфганг Мейер-Хентрих написал книгу под названием «Безумный круиз: опасность для природы и человека».
«Круизный туризм стал чумой во многих городах, потому что туристы вытесняют исконное население», - пишет он. «С одной стороны, конечно, есть право на свободу передвижения и путешествий. Но, с другой стороны, существует также право местного населения сохранять свою среду обитания.
Дубровник объявляет войну «современным крестоносцам»
Одним из таких исчезающих мест обитания является небольшой хорватский порт Дубровник. Весь старый город является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Иногда до 10 судов одновременно прибывают в гавань, отправляя массы туристов в город.
«Туризм здесь вышел из-под контроля, толпы были повсюду», - указывал мэр Дубровника Мату Франкович. «Круизные лайнеры приходили без плана, иногда десять кораблей одновременно, две тысячи человек с каждого круизного судна сходили на берег в город одновременно. Это был массовый туризм».
Местные власти недовольные развитием событий, и Франкович практически объявил войну круизным лайнерам. С прошлого лета только два корабля могут заходить в порт одновременно. Кроме того, мэр хочет, чтобы туристы круиза оставались дольше, чтобы быть более прибыльным для места назначения. Цена краткосрочных пребываний в порту увеличилась в десять раз с целью гарантировать более длительное пребывание.
Между тем, однако, Китай строит огромные круизные лайнеры для 10 000 пассажиров, но Дубровник не готов удовлетворить их требования. Город так же находится под давлением ЮНЕСКО, которая угрожала лишить город статуса в случае непрерывного массового туризма, и хорватский порт реагировал соответственно.
Главный вопрос заключается в том, сможет ли мэр Франкович и его коллеги в Венеции, Барселоне и Амстердаме выиграть борьбу против мирового круизного туризма и действительно спасти свои города от «современных крестоносцев», фактически уничтожающих мировое культурное наследие.