Гонконг утратил свой статус «туристического центра» в Азии из-за сокращения внутренних посетителей с материкового Китая и ухудшения своего международного имиджа за рубежом. 2020 для территории был худшим годом за последние тридцать лет.
Тур индустрия Гонконга столкнулась с резким падением числа туристов из-за пандемии коронавируса, падение достигло почти 94% по сравнению с предыдущим годом. В 2019 году САР Гонконг принял почти 56 миллионов международных посетителей. В эту цифру вошли более 43,5 миллиона гостей с материкового Китая.
Однако эта цифра снизилась уже в 2019 году, поскольку многие туристы избегали этого направления из-за антиправительственных протестов. Фактически, туризм Гонконга достиг рекордного уровня в 2018 году, когда его посетило более 65 миллионов человек. Из них более двух миллионов путешественников были из далека. На Европу по-прежнему приходилось более 720 000 путешественников.
Согласно предварительным данным Совета по туризму Гонконга, в прошлом году в бывшую британскую территорию прибыло 3,57 миллиона человек. Это рекордно низкий уровень за последние 30 лет для международного туристического направления номер один в Азии. Большая часть этого результата была достигнута в январе 2020 года, поскольку город закрыл свои границы только во время празднования китайского Нового года. Число европейцев составило треть из 330 000 гостей приехавших из далека.
Гонконг как направление делового туризма практически исчез с карты. Все мероприятия и конгрессы фактически отменены.
Однако туристический офис HKTB выступил с инициативой создать онлайн-платформу для профессионалов. Он объединяет компании, заинтересованные в организации мероприятий (MICE) в Гонконге, с местными поставщиками услуг. По данным HKTB, более 500 компаний из Гонконга и материка планируют организацию более 1300 встреч.
Более того, из-за продолжающейся эпидемии HKTB объявил, что акции по китайскому лунному Новому году будут проводиться в формате «онлайн + оффлайн». Чтобы стимулировать развитие местной розничной торговли и общественного питания, с 8 по 26 февраля во время праздника Весны, Дня святого Валентина и Фестиваля фонарей будет проведена трехнедельная кампания «Fortunes at Home» с участием творческого Интернет-магазина. Он будет предлагать более 100 продуктов и деликатесов, в том числе специализированную кухню для китайского лунного Нового года и праздничные тематические блюда. Ранее HKTB решила отменить ночной парад, который должен был состояться в первый день китайского лунного Нового года из-за эпидемии.
Перспективы каких-либо улучшений в краткосрочной перспективе невелики. Спустя почти 12 месяцев после того, как были зарегистрированы первые случаи заболевания COVID-19, город по-прежнему практически закрыт. Из всех границ открыты только три. Это мост Гонконг-Чжухай-Макао, порт залива Шэньчжэнь и аэропорт.
Условия въезда на территорию действительно остаются чрезмерно строгими. С конца декабря Гонконг ввел дополнительную неделю карантина для путешественников, прибывающих из-за границы. Теперь продолжительность карантина составляет 21 день. Три недели изоляции необходимо провести в одной из 36 гостиниц, указанной властями.
Еще один фактор может еще больше замедлить возвращение Гонконга в статус международного делового центра. Многие путешественники опасаются нового закона Китая о безопасности. Этот закон применяется ко всем, кто представляет опасность для Китайской Народной Республики - довольно расплывчатое понятие в его формулировке.
Тем не менее, на недавнем семинаре, организованном Азиатско-Тихоокеанской туристической ассоциацией PATA, аналитик Хайян Сонг из Гонконгского политехнического университета был умеренно оптимистичен. В своем прогнозе он указывает, что 2021 год все еще будет тяжелым для тур отрасли Гонконга. Но в тоже эксперт отметил, что восстановление будет быстрым в 2022 и 2023 годах благодаря возвращению путешественников с материкового Китая.