Комиссия ЕС рекомендует, чтобы ваучеры на поездки, которые пришлось отменить из-за коронавируса, должны быть действительны в течение как минимум одного года. В соответствии с этой рекомендацией авиакомпании и поставщики туристических услуг должны предоставлять клиентам те же условия полета и путешествия в своих ваучерах, что и при первоначальном бронировании. Те, кто в конечном итоге решит не использовать свой ваучер, должны иметь право на полное возмещение – в срок до двенадцати месяцев после его выдачи. Государства-члены ЕС призваны гарантировать работоспособность системы ваучеров. Это должно побудить клиентов не настаивать на немедленном возмещении.
Это решение дает авиакомпаниям покоя. «Слабое руководство ЕС не решает проблемы авиакомпаний, а усугубляет их», - пишут в совместном обращении ассоциации «Авиакомпании для Европы» (A4E), Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), Международное представительство авиакомпаний в Европе (AIRE) и Европейские Ассоциация авиакомпаний регионов (ERA). Другими словами: тот факт, что ЕС не решает, а только рекомендует, оставляет много возможностей для толкования. Кроме того, ЕС проигнорировал запрос авиакомпаний об экстренном приостановлении действия Закона о правах пассажиров ЕС261, позволяющего производить возмещение в более поздний момент времени.
Ассоциации также заявляют: «Рекомендация ЕС разочаровывает и вводит в заблуждение, потому что рекомендации не являются обязательными, но повышают ожидания относительно условий ваучеров. Некоторые авиакомпании, возможно, лучше, чем другие, выполняют условия, сформулированные ЕС. Более того, Рекомендации могут по-разному интерпретироваться в разных странах ЕС, что способствует искажению рынка. Аналогичным образом, пассажиры остаются неуверенными в отношении того, что конкретно они могут ожидать от системы ваучеров, тем более что они будут различаться в разных странах ".
Похоже, что ассоциации авиакомпаний могут согласиться с другими рекомендациями ЕС, например, о том, что авиакомпаниям не обязательно оставлять свободными средние посадочные места. Но при этом ни слова не написано о том что пассажиры при перелетах внутри ЕС в самолетах и в аэропортах должны обязательно носить маски.
9,2 млрд. евро подлежит возврату
По данным ассоциаций, по состоянию на 2 мая около 9,2 млрд. евро подлежит возмещению за несостоявшиеся полеты, и это касается только Европы; во всем мире, согласно данным IATA, эта цифра оценивается примерно в 35 миллиардов евро. Это в соответствии с действующим законом, но этот закон никогда не разрабатывался для таких массовых отмен. Вот почему авиалинии хотели бы изменить регулирование прав авиапассажиров, по крайней мере временно, с марта, в соответствии с законом о чрезвычайном положении. Несмотря на предыдущие переговоры, сейчас ничего не решено.
Томас Рейнарт, управляющий директор A4E, поясняет: «Пассажиры имеют четкое право на возмещение своих билетов. Однако мы считаем, что ваучер или задержка возврата является справедливым и разумным компромиссом, учитывая беспрецедентные проблемы с ликвидностью многих авиакомпаний». 16 государств-членов ЕС, а также страны за пределами ЕС, такие как Канада, выразили поддержку таким ваучерным решениям. Тот факт, что ЕС даже не ответил на это, было "огромным разочарованием". По имеющимся данным, до 6,7 миллиона рабочих мест в авиакомпаниях находятся в опасности.
Сильвиан Люст, генеральный директор AIRE, поясняет: «Эта катастрофическая ситуация в конечном итоге нанесет вред потребителям, поскольку она будет означать меньшее количество маршрутов и более высокие цены. Нам нужны реальные действия Еврокомиссии с едиными правилами для всех авиакомпаний, а мы получаем напротив рекомендации, которые только искажают рынок».